Фото
RA
RA
Опросы
Чем вы занимаетесь?
Ваше хобби, бизнес, профессия
 Парусный спорт
 Судомоделизм
 Судомодельный спорт
 Судостроение
Голосовало : 535

Мечта по имени "Леннук"

Lennuk
Март Саарсоо, Тийт Рийсало, Тийт Пруули, Кайдо Кама, Меэлис Сарлайт, Маргус Кастехейн, Индрек Таранд, Яаанус Ныгисто - "Леннук" (Lennuk) (1999 - 2001)

У всех нас в детстве была мечта - обойти вокруг света. Причем желательно не на каких-то современных комфортабельных средствах связи, а так, чтобы на собственной шкуре чувствовать романтику дальних странствий. Например, под парусом. Повторить путь Магеллана, экспедицию Тура Хейердала, дорогу Васко да Гамы... Да, все мы мечтаем, но… не всем удается. Что ж, если не хватает сил оторваться от берега - тогда можно хотя бы удовольствоваться возможностью услышать о таком путешествии "из первых рук".

И вот я снова на яхте "Леннук". Только сейчас она не новенькая, "с иголочки", готовая к путешествию. Теперь это судно, которое пропиталось водами трех океанов, прошло сквозь ветра, сквозь бури и штили. И компактные помещения - камбуз, совмещенный с кают-компанией и капитанской рубкой, - уже пропитались духом семерых людей, проживших здесь полтора года. Время встречи - вечер вторника. И капитан Март Саарсо сошел на берег менее чем двое суток назад.

Послушаем же его рассказ о путешествии вокруг света.


Капитан Март Саарсоо на фоне Кокосовых островов.
Одной из моих задач было показать миру, что Эстония - тоже морская держава. Ведь на земном шаре есть места, где о нас ничего не знают. Нередко в портах Южного полушария нам задавали вопрос: "Откуда вы? Чей это флаг?" И затем: "Эстония? А это где?" Да, многим мы рассказали о том, что такое Эстония и где она находится… Но на самом деле главным для меня было исполнение этой самой детской мечты. Я мечтал обойти вокруг света с пятнадцати лет, мечтал страстно! Возможно, именно поэтому и стал капитаном. В советские времена, правда, такое путешествие было бы невозможным. Что ж, я думаю, что я поменял бы гражданство и все равно отправился бы в это путешествие - неважно, под каким флагом, неважно, в каком качестве! Главное - узнать, увидеть, что скрывается там, за линией горизонта!

Сначала нас собралось трое: я, Тийт Рийсало и Тийт Пруули. Матроса Кайдо Кама мне порекомендовали, но я ничего о нем не знал. Да и опыта у него практически не было. Поэтому я ему сразу сказал: за голубые глаза тебя брать в это путешествие не будут. Хочешь плыть - докажи свое желание на деле. И он доказал! Да, сначала мы сомневались, брать его или не брать, но в конце концов оказалось, что Кайдо - именно тот человек, который был нам нужен.


В Австралии нас заставили чистить днище.
Готовились долго. Все-таки не шутка: вшестером на тесной яхте провести больше года! Конечно, седьмой член экипажа будет постоянно меняться… Нас очень тщательно готовили, мы прошли основательную психологическую подготовку, учились вместе преодолевать трудности и неудобства. Но основной залог успеха, как мне кажется, - то, что все мы люди развитые, с широким кругозором, с чувством юмора. Самодостаточные. В такой компании никогда не соскучишься.

Тем более, что на борту то и дело появлялся новый человек с новыми анекдотами, шутками, просто новостями. И с толстенной кипой газет! От Мадейры до Рио-де-Жанейро с нами шел Индрек Таранд - канцлер министра иностраных дел. От Буэнос-Айреса до Вальпараисо - первый чемпион СССР в классе "Оптимист" (детский швертбот) Яаанус Ныгисто. Он же был с нами и на обратном пути: от Бельгии до самого Таллинна.

А кроме того, все время был контакт с домом - благо, современная техника такое позволяет. Были и мобильные телефоны со спутниковой связью, и электронная почта. Раза три или четыре мы стояли в портах по две недели - к нам приезжали наши жены.

Отдать концы!


Прибыл новый сменщик: вся команда читает свежие газеты.
Итак, стартовали мы 16 октября 1999 года. Пора жестоких осенних бурь на Балтике. Ну, с погодой нам повезло. Относительно. И путешествие началось с небольшой поломки.

Вообще-то мы, моряки, люди очень суеверные. А тут пришлось выйти из датского порта Харитсхалс в пятницу. Это считается плохой приметой. Правда, не у всех капитанов: кто-то из нас считает плохим днем пятницу, кто-то понедельник… Вот мой день - пятница. И точно: порвался форштаг - трос, который держит мачту. Как оказалось, виновата была фирма - изготовитель троса. Так что пришлось срочно проходить гарантийный ремонт в голландском порту Харлинген. А как же иначе? С порванным форштагом идти нельзя: мачта потеряет жесткость и при первом же мало-мальски крепком ветре рухнет за борт.

Кстати, насчет примет. Есть еще и такая: когда куда-то собираешься, обязательно надо что-нибудь забыть - тогда точно вернешься. Конечно, возвращаться с полдороги тоже, по примете, не следует. Так вот: - мы ничего не забыли! Правда, в каждом порту я бросал за борт монетку. А вот в Таллинне не бросил. Видимо, настолько был уверен, что вернусь, что приметы уже были совершенно лишними…

После захода в Англию у нас немного изменился график дежурств. С самого начала мы разделили сутки на три вахты: по четыре часа через восемь. В каждой вахте стояли двое: помощник и матрос - я в дежурствах не участвовал. Так вот, сначала у нас пары менялись. А потом ребята решли на весь оставшийся путь "закрепиться" с одним совахтником. Это было удобно еще и потому, что пары образовались не только по вахтам, но и по каютам. Значит, при смене вахты поднимаешь только одну каюту, и остальных не тревожишь.

Слава и проволочки


Постоянный экипаж. Март Саарсо, Тийт Рийсало, Меэлис Сарлайт, Кайдо Кама, на переднем плане Тийт Пруули и Маргус Кастехейн.
Первое "признание на высоком уровне" мы получили в британском порту Каус, где расположен очень элитарный яхт-клуб Royal Yacht Squadron. И вот 9 ноября мы прибываем в порт, а десятого нас приглашают в этот клуб! И на яхте начинается лихорадочная деятельность: чистим ботинки, гладим брюки и кители, душимся, причесываемся - в общем, готовимся вовсю!

А вот встреча в бразильском порту Сальвадор была прямо противоположной. Меня там чуть было не посадили в тюрьму! Якобы за нарушение визового режима. Обвинение было, конечно, полностью ерундовым: у нас у всех паспорта моряков! Просто какому-то чиновнику захотелось подзаработать. Вот мне и предложили на выбор: или провести несколько дней в тюрьме, или подписать признание вины и обязаться выплатить штраф в размере около 50 тысяч эстонских крон. Честно говоря, я бы в этой ситуации пошел и на принцип, и в тюрьму, благо, ненадолго… Но в Рио-де-Жанейро должны были приехать наши жены. И любая задержка грозила срывом встречи. Кроме того, дело было не когда-нибудь, а 31 декабря! И в тюрьме мне предстояло провести не просто несколько дней, а самую что ни на есть новогоднюю ночь! Короче - я подписал. Тем более, что ничего у этого чиновника не вышло - в Рио мы утрясли все визовые формальности, и штраф с меня сняли… Так что для меня осталось загадкой, на что рассчитывал этот любитель "срубить капусты".

Пришлось немного помучиться и в Буэнос-Айресе. С таможней. Я уж не знаю, сколько километров накрутил по улицам этого города в такси - наверно, не меньше, чем проплыло под килем "Леннука" к тому времени! Три дня пришлось угробить на бумажную волокиту.

Я - Нептун, морское чудо…

В своем путешествии мы столкнулись с интересной проблемой - никто из нас ни разу не пересекал экватор! Я хоть и капитан, а южнее пятой северной параллели бывать не доводилось. Что делать? А уже проплываем мимо островов Сан-Паулу - они лежат возле самого экватора…

Решили сделать так. Меня посадили на нос, команда перешла на корму. Так что получилось, что я первый пересек экватор и получил право "окрестить" остальных. Правда, мое "крещение" прошло по укороченному варианту: всего-навсего морской водой облился (чуть ли не сам), присягу принял и шнапс выпил. А вопросы задавать было некому. Зато потом Нептуном нарядился и по полной программе посвятил всю команду! Задавал вопросы - как обычные, по морскому делу, так и шутливые. Например: какой шторм самый сильный? Вроде бы правильный ответ - 12 баллов. Но на самом деле двадцать четыре - дюжина спереди, и дюжина сзади. Шнапс от Нептуна, конечно, та еще смесь - морская вода, спирт, перец чили, горчица - причем наша, эстонская, от которой дыхание перехватывает. И еще что-то не менее острое… В общем, отметили. Правда, не сильно - все-таки на яхте посреди океана крепко напиваться не след.

Ближе всего к Антарктике

мы подходили, когда огибали мыс Горн - его еще называют мыс Бурь. Проходить этот чуть ли не самый сложный участок пути пришлось с новым человеком - наш старпом Аарне Туйск понял, что переоценил свои силы и не хочет продолжать путешествие. Что ж, хорошо, что он смог сказать об этом и не копил обиды на себя и других всю оставшуюся дорогу…

И вот мы стоим в порту Ушуая - это в проливе между Огненной Землей и островом Наварино, - и я звоню в Таллинн и прошу заменить старпома. И Меэлис Саарлайд бросает все дела и летит на другой конец земного шара на сверхсовременном самолете, чтобы идти с нами под парусами на маленькой яхточке!…

Из Ушуая мы идем на другую сторону пролива, в Пуэрто-Вильямс. Вот здесь нам пришлось простоять довольно долго - ждали подходящей погоды. Все время получали сводки. У мыса Горн не зря второе название звучит как мыс Бурь - хорошей погоды там практически не бывает. Холодно, висят низкие облака, штормит, видимости практически никакой… Льдины плавают. Трудно представить, как проходили его в старину, когда не было спутниковой связи, да и вообще никакой связи. Мы-то чуть ли не каждый час получали метеосводку. И вот наконец долгожданный момент - один циклон скоро кончится, а второй еще на подходе. Мы выходим из Пуэрто-Вильямс в белесую мглу и бурю, но я знаю, что это ненадолго, скоро наступит ясная погода, и в этот короткий промежуток времени надо успеть пройти. Плывем по серому холодному морю, вокруг плавают пингвины и морские львы, а 18 марта 2000 года показался и сам мыс…

Чилийский лабиринт

Наконец опасный мыс остался позади, и мы входим в лабиринт фиордов на побережье Чили. Идем осторожно, как по каменному лабиринту. Вот уже наступает ночь, а в темноте проходить не очень хочется. И решили мы встать на якорь в маленькой бухточке. Заходим. А там…

Вы думаете, Минотавр? Да нет, просто чилийское рыбацкое судно тоже устроилось на ночь. Посветили они нам прожектором, мы пришвартовались к их правому борту и пошли в гости. Причем гости практически не знают испанского, а хозяева - английского. Но объяснялись здорово! Чилийцы оказались очень гостеприимными ребятами, предложили нам отличный душ и сытный ужин. И на прощание подарили огромную мороженую рыбу.

Этот бурный Тихий…

Но вот выходим в более теплые воды Тихого океана. И снова появляются в нашем меню тунцы, золотые макрели и летучие рыбы. И если первых и вторых приходилось ловить самостоятельно, то летучие рыбы сами летели к нам в руки. Так что по утрам одной из задач вахтенных было собрать "урожай". Потом его засушить и засолить. Однажды одна особо ретивая рыбка залетела к нам прямо в каюту и шлепнулась в пятнадцати сантиметрах от сковородки, на которой уже поджаривались ее товарки!

Может быть, Магеллан за все время пути через этот океан ни разу и не попадал в шторм - почему и обозвал его Тихим, - а вот нам не повезло. И между Тонга и Вануату мы попали в сильнейший шторм!

Он был достаточно локальным, да и погодные условия в этом районе предсказуемостью не отличаются… и все произошло, как в старину: неожиданно. Ветер был попутный, поэтому мы максимально уменьшили площадь паруса, не стали его совсем убирать, загнали всю команду в каюту. Остались только я с Меэлисом - мы оба были достаточно опытными, чтобы рулить в такую погоду. Надо обязательно вести судно так, чтобы ветер дул под небольшим углом в корму, - иначе можно просто потерять остойчивость и перевернуться.

Да, дело было жаркое!. Шесть часов подряд дул ветер со скростью свыше 35 м/с - а это 12 баллов! То и дело налетали еще более бешеные шквальные порывы. Ветер ломал волны, и на корабль беспрестанно валилась стена воды - это были не отдельные удары волн, как обычно бывает, а постоянный поток, как будто нас поливали из брандспойта. Стекла люков дрожали от перегрузки и грозили лопнуть. Мы со старпомом менялись каждый час. Кругом была страшная мешанина из воды, ветра и неба - и трудно было понять, где кончается вода и начинается воздух, линии горизонта просто не существовало, море встало на дыбы, а небо обрушилось в море!.. И посреди всего этого кошмара - наш маленький "Леннук". Наверно, со стороны был виден только топовый огонь на верхушке мачты - да и его заслоняли волны. В этом кошмаре оставалось только крепче держать руль и молиться.

Но все когда-нибудь кончается. Закончился и этот шторм. И мы подошли к северному побережью Австралии.

Путь домой

Пожалуй, больше всего приключений ожидало нас в Атлантическом океане по дороге домой. Во-первых, мы "наехали"… на кита! Я полагаю, что это был кашалот. Он просто спал близко к поверхности океана, посапывал себе во сне - и вдруг мы проехались по нему фальшкилем! Бедняга спросонья даже не понял, что мы во много раз меньше и слабее его, треснул нас хвостом и ушел в глубину. Ему-то ничего, а у нас все задребезжало, полетело и посыпалось

А у берегов Африки заболел один из членов команды - Маргус Кастехейн. Причем болезнь серьезная и опасная - воспалились корни у зуба мудрости, образовался абсцесс. Что делать? Ближайший берег находится в пятистах милях, причем это Либерия, страна довольно дикая. И вряд ли мы там быстро сможем найти приличный стоматологический кабинет. Я, впрочем, был за то, чтобы идти хоть туда, хоть в Сьерра-Леоне. Тоже пятьсот миль, но страна более цивилизованная. Однако врачи из Эстонии и Франции меня переубедили. И вот под их руководством по телефону Тийт Пруули делает два укола обезболивающего, а Кайдо Кама берет в руку скальпель и… В общем, все живы.

Переломный момент пути наступил, когда мы вошли в балтийские воды. Вот тут уж, как говорится, "лошадь почуяла конюшню", и все мы осознали: домой! мы скоро! будем! дома!

Связывались с Таллинном каждые два часа. Постоянно держали всех в курсе: когда мы придем. А на Балтике холодно: вода темно-серая, и в ней плавают льдины, лед скрипит о корпус судна, намерзает на палубе. Нам несколько раз приходилось его скалывать.

И полностью мы осознали, что наконец дома, когда встречать нас вышел сам флагман флота Эстонии "Адмирал Питка". Подошел, поприветствовал и проводил в порт. Так и шли: впереди флагман, сзади еще несколько военных кораблей, а посередине наше суденышко.

Вот теперь мы на берегу. Что-то изменилось? Да, конечно. Мы прибыли с огромным багажом новых эмоций и переживаний. Мы все передружились крепко-накрепко. Мы перечитали за время путешествия уйму книг. Мы пронесли наш эстонский флаг вокруг всего земного шара.

А самое главное - исполнилась заветная мечта детства…

Ну кто в наш техногенный и цивилизованный двадцать первый век вздумает отправиться в кругосветное путешествие под парусом? Только неисправимые романтики.

А разве она сейчас есть? Да, конечно! Просто не все ее замечают. И еще в начале ХХ века великий поэт-романтик Редьярд Киплинг в стихотворении "Королева" писал:

И возмущался капитан:
"С рулем исчезла красота!
Когда идем мы в океан,
Рассчитан каждый взмах винта.
Мы, как паром, из края в край
Идем. Романтика, прощай!"

Ну что ж, кто хочет, может и попрощаться. Но только не великолепная семерка с яхты "Леннук". И не английский поэт. Одни решились отправиться навстречу тропикам Рака и Козерога, не рассчитывая "каждый взмах винта". А второй закончил свое стихотворение словами:

И пел певец ее двора:
"Ее мы видели вчера!"

Рассказ капитана записала Яна МАЕВСКАЯ
Фотографировал Тийт Пруули
(матрос и судовой врач).

Кругосветный триколор

Путешествия Первым уроженцем современной Эстонии, обошедшим под парусами вокруг света, был российский адмирал Адам Иоханн Крузенштерн: плавание на шлюпах «Нева» и «Надежда» продолжалось с 1803 по 1806 год. В тридцатые годы ХХ века пронести сине-черно-белый триколор вокруг земного шара попытался с друзьями яхтсмен Ахто Вахер: экспедиция по не зависящим от экипажа причинам прервалась в одном из американских портов. Воплотить давнишнюю мечту эстонских мореходов было решено в объявленный последним год завершающегося века и, соответственно, тысячелетия.

16 октября 1999 года яхта, названная в честь легендарной ладьи Калевипоэга «Леннук», отчалила от причала в Пирита. «Вместе с вами в кругосветное путешествие отправляется вся Эстония, — отметил в своем напутственном слове участникам экспедиции «Эстонский флаг вокруг света» президент страны Леннарт Мери. — Корабельная команда может считаться крепкой лишь в том случае, если в ней крепко даже самое слабое звено, а потому — не окажитесь слабыми».

Президентский наказ команда под начальством капитана Марта Саарсо выполнила: пройдя свыше 35 000 морских миль штормов и штилей, посетив более двадцати стран и тридцати портов едва ли не на всех, за исключением Антарктиды, континентах, яхта «Леннук» благополучно вернулась в таллиннский порт в марте 2001 года. К тому времени новый век наступил уже по мнению даже самых закоренелых буквоедов и скептиков.

moles.ee, 09.08.06

Опубликовано: 24.03.01 12:27 | Просмотров: 382 | [ + ]   [ - ]   | Печать
Тэги : Леннук
Рекомендуем
Доступно только пользователям

Вход

Имя:

Пароль:



Забыли пароль?

Регистрация