Фото
Olga
Olga
Опросы
Чем вы занимаетесь?
Ваше хобби, бизнес, профессия
 Парусный спорт
 Судомоделизм
 Судомодельный спорт
 Судостроение
Голосовало : 551

Скандальный финал испанской регаты Кубок Америки

Кубок Америки (America Cup) в Валенсии
На побережье Испании завершилась популярнейшая гонка на яхтах Кубок Америки (America Cup). Причем завершилась скандально, что для этого вида спорта совсем не характерно.

Фавориту гонки - экипажу из Швеции - достаточно было занять второе место, для того чтобы праздновать победу в общем зачете. Желаемый результат ими был достигнут, но уже после финиша скандинавов дисквалифицировали за техническое нарушение. В итоге победил экипаж из Италии на яхте «Луна Роса».

Кубок Америки (America Cup) в Валенсии

Кубок Америки (America Cup)
O том, что делают в это время будущие участники самой престижной яхтенной гонки, рассказывает корреспондент "Ъ-Спорта" Анна Нефедова

Кубок Америки проходит раз в четыре года. В перерыве между розыгрышами команды, или, как их чаще называют, синдикаты, обычно уходят в тень, чтобы подальше от посторонних глаз трудиться над созданием самых совершенных яхт в мире. Единственный способ увидеть в "боевых" условиях всех основных претендентов на победу в America Cup почти за три года до его розыгрыша – это посетить соревнования, которые носят немного странное для русского уха имя – пререгата.
Толпа парусных красавиц
"America Cup сильно изменится в ближайшие годы, вот увидите!" – обещает мне Том Эхманн, тренер-консультант американской команды BMW Oracle Racing, которая пригласила журналистов из Европы на пререгату Кубка Америки в Валенсии. В порту этого испанского города мы провожаем экипаж в стартовый городок. Здесь, в Валенсии, в июне 2007 года определится 32-й победитель Кубка Америки. До сих пор это соревнование проходило в Европе лишь однажды – в самый первый раз в своей истории. В 1851 году это была вовсе не самая культовая парусная гонка в мире, а всего лишь небольшая регата в Великобритании. Победителем тогда неожиданно стала американская яхта – единственная небританская (Англия тогда еще правила морями), которая так и называлась America и в честь которой назвали состязания. С тех пор они проводятся регулярно, но европейские команды до прошлого года в ней так и не побеждали. А очередной Кубок Америки по регламенту принимает триумфатор предыдущего.
Для того чтобы установить парус перед отплытием, одному из членов экипажа приходится демонстрировать чудеса ловкости
Вот наконец от берега отчаливает "наша" гоночная яхта BMW Oracle Racing. Та, которая в прошлом цикле розыгрыша уступила швейцарской Alinghi, будущему победителю, на последнем этапе отборочного соревнования Louis Vuitton Cup. Узкое 25-метровое судно прицеплено к моторной лодке, которая отвозит его в стартовый городок. Экипаж пока загорает на палубе, кто-то машет нам на прощанье – видно, пререгата не такое важное соревнование для команды, которая уже сейчас один из фаворитов America Cup. "Нет, по новым правилам достаточно важное,– наконец объясняет мне Том Эхманн смысл первой своей фразы.– На каждой пререгате мы набираем очки. За победу в общем зачете команда получит хорошие призовые. И потом, наши спонсоры хотят видеть нас в числе лидеров всегда. Это помимо того, что такие соревнования – лучшая тренировка для экипажа". Мы тоже отправляемся в район старта на яхте для VIP-гостей Oracle. Совсем рядом, примерно в миле, выстроились восемь участниц предстоящей гонки. На одной линии собраны, наверное, все самые совершенные парусные суда в мире. Хотя те, кого специалисты считают фаворитами – и BMW Oracle Racing, и неоднократный победитель America Cup Team New Zealand, и итальянские Prada и Luna Rossa, и, конечно, Alinghi,– собираются к следующему Кубку построить новые, еще более легкие, прочные и скоростные суда. "Обычно на строительство нового уходит два с половиной года. Работа уже идет, и мы рассчитываем, что где-то за год до основного старта яхта будет полностью готова,– рассказывает Том.– С виду, конечно, она будет мало чем отличаться от этой. Вы, например, вряд ли поймете, на что ушло три четверти бюджета синдиката. Вся эта работа ради мелких изменений в дизайне в конечном итоге выльется в доли секунд, которые должны помочь нам победить. Другой цели у нас быть не может". Раздается протяжный сигнал, предупредительный. Еще через 10 минут мы наблюдаем "гонку флота" – все яхты стартуют одновременно. Для синдиката America Cup это очень непривычно – стартовать толпой. Ведь Кубок Америки – это матчевые гонки, то есть своего рода дуэль двух яхт до пяти побед в заездах.
Перед стартом регаты яхту можно рассмотреть со всех положений
От шкипера до триммера
Том Эхманн извиняется и спешит в капитанскую кабину. Оттуда он собирается комментировать гонку. Его искреннее пожелание приятно отдохнуть кажется изощренным издевательством: я уже чувствую признаки морской болезни. Рядом компания плечистых ребят, по комплекции напоминающих гребцов, которые с улыбкой советуют мне не стесняться и лечь прямо на палубу, а еще лучше махнуть рому: оказывается, моряки пьют его не ради понта, а чтобы не тошнило. Ребята энергично рассуждают о шансах команд, и я, придя в себя, интересуюсь, не спортсмены ли они. Выясняется, что спортсмены. Не гребцы, правда, а яхтсмены, точнее – триммеры. Триммеры занимаются тем, что поднимают и опускают парус. Это самая тяжелая физическая работа на яхте. Сами себя эти ребята называют лошадьми на палубе. Триммеров на судне больше всего. Они располагаются посреди яхты, и от того, насколько они быстро и четко сработают, в немалой степени зависит скорость яхты. Задача остального экипажа – выбрать и обеспечить правильное направление движения судна. На носу яхты несколько человек, которые помогают рулевому. Они "рулят" яхтой, меняя направление паруса по команде шкипера. Сам рулевой располагается позади триммеров. Вместе с ним там работает шкипер, а также специалисты по тактике, стратегии и навигации. Это так называемая голова яхты. Главные люди в экипаже – шкипер и тактик. Шкипер, понятно, ключевая фигура практически на всех классах яхт. Выбор же тактики – очень важный процесс именно в матчевых гонках. Дело в том, что тактика в этой получасовой гонке между буями чаще всего заключается не столько в том, чтобы самим выбрать правильную траекторию, а в том, чтобы вынудить соперника пойти по невыгодной. Что-то вроде ситуации в автогонках, когда соперники пытаются вытолкнуть друг друга на внешний радиус круга. Поэтому тактик и шкипер – наиболее высокооплачиваемые члены экипажа. Зарплаты лучших из них сопоставимы с заработками звезд, скажем, футбола. Рядовые яхтсмены получают в несколько раз меньше. "От тактика и шкипера, пожалуй, зависит половина успеха команды,– поясняет Бо Лебланк, который был в составе американской команды, выигравшей America Cup в 1992 году.– Хотя нет, главное – чтобы все 17 человек на яхте сработали четко. Эти полчаса гонки – что-то типа pit-stop в 'Формуле-1'. Видели, наверное, как там все слаженно, до какого автоматизма доведены движения. Вот и у нас что-то подобное. Это, конечно, годами отрабатывается". С точки зрения подготовки America Cup для яхтсменов – как Олимпиада. Если ты ввязался в это дело, придется жить на сборах почти все четыре года. Обычно команды базируются там, где будет проходить следующий розыгрыш Кубка. "Мне повезло, что мы готовились в США и я мог время от времени уезжать домой,– говорит Бо.– Но практически все команды сейчас многонациональные, и большинству приходится буквально менять место жительства на все четырехлетие". Синдикат обычно арендует квартиры для своих работников и подыскивает подходящие школы для их детей. Для тех, кто не обзавелся семьей, организуется что-то типа спортивной базы. Теперь собственно о подготовке. Как правило, у команды бывает две тренировки в день, обе по какой-то особой парусной традиции до полудня. После обеда яхтсмены тренируются редко. Зато рабочий день у них начинается рано – в 6 утра. До завтрака первая тренировка – что-то вроде длительной зарядки, которая продолжается около двух часов и включает в себя бег, занятия в тренажерном зале и иногда игру в баскетбол или футбол. Дальше завтрак, после которого начинается основная тренировка на воде. Она бывает двух видов – тестирование яхты или тренировка экипажа. Тесты, по словам спортсменов, самое нудное занятие, какое только можно придумать. Надо грести час за часом, прислушиваться к своим ощущениям и яхте и потом все в мельчайших подробностях рассказывать команде дизайнеров, которые обычно бывают очень дотошными и навязчивыми. Группа дизайнеров – это команда специалистов, которая работает параллельно с экипажем все четыре года. В отличие от спортсменов они не имеют права менять команду в течение одного цикла. Таким образом, секреты конструирования яхт не выходят за пределы синдиката. От того, как сложатся отношения экипажа и дизайнеров, зависит во многом итоговый результат яхты в America Cup. Поэтому в команду для подготовки к Кубку Америки обычно набирают не просто опытных и талантливых яхтсменов, но, что называется, командных игроков.
Секреты из "Формулы-1"
С другими VIP-гостями на нашей яхте обсуждаем, как сложится очередной Кубок. Фаворитами Louis Vuitton Cup, отборочного турнира, где определится соперник освобожденной от квалификации Alinghi в основной гонке America Cup, считаются Prada, Team New Zeland и BMW Oracle Racing. Причем считается, что тот, кто победит в отборе, скорее всего, победит швейцарцев в финале. Все объясняется просто. Швейцарцы в начале этого цикла потеряли своего шкипера Рассела Коутса. Именно он был ключевой фигурой прошлого розыгрыша и привел команду к победе. Причиной его ухода из синдиката стал конфликт с владельцем Alinghi Эрнесто Бертарелли, который обвинил новозеландца в отсутствии мотивации и завышенных денежных требованиях. После взаимных оскорблений в прессе Коутс покинул швейцарскую команду. Правда, соперников Alinghi он усилить не сможет, поскольку по правилам яхтсмен не может перейти в другой синдикат, если получил зарплату за определенный период в новом четырехлетии. О BMW Oracle Racing отзывы прекрасные. Команда довольно успешно для дебютанта выступила в прошлом розыгрыше и, главное, сохранила после него костяк состав. У нее есть явный лидер – один из самых опытных и титулованных шкиперов в мире новозеландец Крис Диксон, который одновременно является исполнительным директором синдиката. "Совмещать эти две должности не так сложно,– рассказывает он.– Быть шкипером – это значит руководить экипажем на воде, быть исполнительным директором – руководить синдикатом в целом". Владелец синдиката американский миллиардер Ларри Эллисон на этот раз целиком доверил формирование команды Диксону. Было подписано несколько контрактов с теми людьми, с которыми великий новозеландец выступал раньше. Несмотря на интернациональность команды (в ней представители 17 стран), все яхтсмены знают друг друга по прежним выступлениям. К тому же из всех претендентов у BMW Oracle Racing самый внушительный бюджет. $90 млн – это на $5 млн больше, чем у Alinghi. Причем основной спонсор синдиката компания BMW в нынешнем сезоне включила в команду дизайнеров своего специалиста и планирует активно участвовать в процессе усовершенствования яхты, используя наработки "Формулы-1". Впрочем, соперники тоже ведь могут чем-то удивить. В America Cup, повторю, не принято раскрывать секреты.
Кубок Америки (America Cup)
Яхты класса America Cup особенно хороши, когда идут по ветру
"Наша задача – создать команду-чемпиона, а не собрать чемпионов"
О том, как функционирует парусный синдикат в America Cup, "Ъ-Спорту" рассказал Рассел Грин, спортивный директор BMW Oracle Racing. – Какими принципами вы руководствуетесь при формировании команды?
– Прежде всего нас интересуют опыт яхтсмена и его прежние достижения. Попасть в команду America Cup может только тот яхтсмен, который достиг самого высокого уровня в парусном спорте. Обычно это те, у кого за спиной не один десяток пройденных гонок. Причем в зависимости от амплуа нас интересует опыт выступления в различных видах регат. Например, для тактика или шкипера лучше всего иметь опыт выступления в олимпийских классах, а тех, кто выполняет физическую работу на яхте, желательно отбирать из бывших участников кругосветок. – Проводите ли вы какие-нибудь психологические тесты, чтобы выявить, способен ли человек работать в команде? – Нет, достаточно рекомендаций тех, кто был с ним раньше в одной команде. Как я уже сказал, новички к нам не приходят, поэтому лучший тест – это предыдущая карьера спортсмена. Если у спортсмена возникали какие-то конфликты, обычно об этом знают все. – Что важнее – чтобы это был талантливый яхтсмен или командный человек?
– Конечно, наша задача – создать команду-чемпиона, а не собрать чемпионов. Но лично я считаю, что чем более высокого класса яхтсмен, тем легче с ним работать. Это не Олимпийские игры, где в команде всего два человека и где действительно приходится учитывать особенности их характеров. В команде, которая готовится к America Cup, 17 человек в основном экипаже, еще столько же – в резервном. Объединить их можно только одним – работой ради достижения одной большой цели.
Идеальная обстановка на яхте – это когда все члены экипажа держат язык за зубами
– У вас самый интернациональный экипаж. Много сложностей возникает в связи с этим? – В последнее время парусный спорт становится все более и более профессиональным. Как и в любом другом виде, спортсмены представляют не страну, а команду. Хотя мне лично приятно, что в BMW Oracle большинство – новозеландцы. В коллективе у нас новозеландское чувство юмора. Но я не замечал, чтобы остальные испытывали какой-либо дискомфорт из-за этого. – Есть ли у команды определенный план подготовки к America Cup 2007 года. Например, будете ли вы тренироваться в Валенсии или останетесь на прежней базе в Новой Зеландии? – У нас, конечно, есть план тренировок на ближайшие годы – вплоть до начала Louis Vuitton Cup. Но это информация только для внутреннего пользования. Ни в одной из команд не принято раскрывать, где и когда она будет готовиться. Понимаете, боимся шпионов (смеется). – Часто ли члены команды "продают" информацию такого рода конкурентам?
– В парусном мире много сплетен на этот счет. Я сомневаюсь, что в них большая доля правды. Нам всем слишком дорога репутация, чтобы поступать таким образом. К тому же вряд ли мы могли бы "продать" друг другу что-то удивительное. По сути, все готовятся по одной и той же системе, а решающую роль в конечном итоге может сыграть элементарное везение.
Что такое Oracle
Корпорация Oracle является крупнейшим в мире поставщиком программного обеспечения для управления информацией и второй в мире компанией по поставке программного обеспечения. Имея годовой объем продаж более $10 млрд, компания предлагает полный комплект технологий для построения IT-инфраструктуры предприятия: семейство программных продуктов Oracle10g, готовое решение для коллективной работы Oracle Collaboration Suite и систему управления предприятием Oracle E-Business Suite. Сегодня более 230 тыс. предприятий в мире используют технологии Oracle. Главой Oracle является Ларри Эллисон. Он основал корпорацию совместно с двумя коллегами на собственные средства в 1977 году. Ларри Эллисон входит в десятку самых богатых американцев (согласно рейтингу журнала Forbes). Увлекается парусным спортом, пилотированием реактивных самолетов и изучением японской культуры. Ларри Эллисон родился в 1944 году в Чикаго. Обучался в двух университетах Иллинойса, но высшего образования не получил. Искусство программирования изучил самостоятельно.

kommersant.ru
tvc.ru, 27.06.05

Spain

Опубликовано: 27.06.05 01:06 | Просмотров: 397 | [ + ]   [ - ]   | Печать
Рекомендуем
Доступно только пользователям

Вход

Имя:

Пароль:



Забыли пароль?

Регистрация