Фото
Тростниковый плот (челн)
Тростниковый плот
Опросы
Чем вы занимаетесь?
Ваше хобби, бизнес, профессия
 Парусный спорт
 Судомоделизм
 Судомодельный спорт
 Судостроение
Голосовало : 554

Тессераконтера времен Толемея IV

Тессераконтера
Чем же ответили египтяне на этот своеобразный вызов? При царе Птолемее IV Филопаторе (221—204 гг. до н. э.) они построили еще больший корабль.

Вот как об этом рассказывает Каликсен: «Филопатор построил тессараконтеру, которая имела 38 локтей от борта до борта, а в вышину до акропостеля (носовое украшение) — 48 локтей. От конца афласта (кормовое украшение) до уровня воды было 53 локтя. Корабль имел четыре руля по 30 локтей и транитские весла — самые большие — по 38 локтей, так как в их рукоятках находился свинец и они во внутренней части были очень тяжелыми, то, находясь в равновесии, оказывались весьма удобными для гребли. Имел он два носа и две кормы, и семь бивней, из них один передний, а другие отступающие несколько, некоторые на скулах корабля.

Скрепляющих поясьев он имел двенадцать, каждый в 600 локтей (?). Корабль был очень пропорционален... При испытании корабль получил свыше 4 тыс. гребцов и 400 человек обслуживающей команды; на палубе поместилась пехота в числе 3 тыс. без 150; кроме того, под скамьями гребцов — еще много людей и немало продовольствия. Спущен он был с помоста, сколоченного, как говорят, из материала, достаточного для 50 пентер, и толпа стаскивала его с криками и трубными звуками...»

Такими словами описано многоярусное судно длиной 128 м с 4 тыс. гребцов. Его ширина достигала 17 м, высота носа и кормы над водой — 22 м, а водоизмещение — 3 тыс. т. Мачта имела высоту около 40 м, длина весел верхнего яруса доходила до 19 м.

Этого гиганта гребного флота и деревянного судостроения удалось превзойти по длине только через 16 столетий, когда в далекой Тянь Ся (Поднебесная) — Китае — была построена джонка «Чжэн Хэ» длиной 164 м!

Тессераконтера Птолемея Филопатра

В 332 г. до н .э. Александр Великий покорил Египет. Один из его полководцев. Птолемей, унаследовал египетские владе­ния, а впоследствии принял царский титул и основал династию Птолемеев, которая правила до покорения страны римлянами (332-330 г. до н.э.) Все цари элли­нистической династии получали имя Птолемей, к кото­рому добавлялось второе имя, например — Эвергет, Сотер или Филопатр. Поскольку династия являлась эллинистической, тессераконтера представлена здесь именно как греческий корабль. Корабли более чем с десятью комплектами весел упоминаются в нескольких источниках: Плутарх говорит о «шестнадцатке» Демет­рия Македонского, а Диодор и Полибий описывают «двадцатку» Гиерона Сиракузского. Согласно Плутар­ху, Птолемей II Филадельф, царь Египетский (285-246 гг. до н.э.), построил один корабль с двадцатью ряда­ми весел и два с тридцатью, а позднее Птолемей IV Филопатр — один корабль с сорока командами греб­цов. Такой корабль должен был иметь 407,87 фута (124,32 м) в длину, 55,34 фута (16,87 м) в ширину, самые длинные весла, которые держали траниты име­ли длину 55,34 фута (16.87 м). Ненагруженный. ко­рабль имел осадку примерно 5,2 фута (1,6 м), а пол­ностью нагруженный — примерно 11,8 фута (3,6 м). На нем находилось 4000 гребцов и 2850 солдат, он должен был иметь 7 таранов, 2 носа и 2 форштевня. Реконструкция американца Кэссона представляет такое судно в виде большого катамарана с тремя рядами весел, в двух верхних, предназначенных для транитов и зигитов, их по четырнадцать, гребцы сидят друг против друга, семеро налегают на весла, семеро отталкивают­ся; в команде таламитов — двенадцать гребцов. Такие корабли следует считать скорее легендарными, нежели подлинными, фактически же описание тессераконтеры, данное более древними историками (возможно, Кал­лисфеном), было позаимствовано Плутархом и Атене­ем, историками, жившими в I и II вв. до н.э., которые, хотя и являются серьезными авторами, описали ко­рабль четыре столетия спустя и не имели возможнос­ти проверить факты. Мы, таким образом, можем пред­положить, что слухи, передававшиеся из уст в уста и записанные впоследствии историками, были приняты за реальные факты. По этой причине многие специа­листы, изучающие военно-морское дело, прилагали немалые усилия, чтобы перевести измерения, данные этими авторами в локтях, в футы и интерпретировать их описания логическим, а порою и не особенно логи­ческим образом.

Один из крупнейших кораблей древности изобрели и построили на берегах крупнейшей реки Нил в Египте. Назывался этот корабль тессераконтера. Длина тессераконтеры была 123 метра, а ширина — 20 метров. Высота корабля-гиганта была с сорокаэтажный дом (22 метра!). На нём было 40 ярусов вёсел. Чтобы привести корабль в движение, требовалось четыре тысячи гребцов! Египетскую баржу-гигант тянули на буксире гребные лодки, на судне были только рулевые вёсла на корме. На этом корабле возвышались деревянные крепостные стены с 24 боевыми башнями. Нос тессераконтеры был раздвоенный и имел семь таранов. Нос и корму египтяне расписывали для устрашения противника различными изображениями огромных крокодилов и множества неведомых страшилищ. Внутренние помещения корабля представляли собой роскошный дворец. В многочисленных залах были установлены скульптуры фараонов. Были залы для торжеств, библиотека и даже... конюшня. Нос корабля украшала огромная фигура божества Эола в виде лебедя. Управлялась тессераконтера рулевыми вёслами длиной 15 метров, а удерживалась на месте восемью железными и четырьмя деревянными якорями. Во время длительных стоянок корабль, вероятно, помещали в специальный бассейн у берега реки. Вне всякого сомнения, тессераконтера была самым грандиозным кораблём, который когда-либо был построен на Земле, и именно поэтому среди современных учёных существуют сомнения: а мог ли он вообще плавать и для чего его построили?

В Египте же было построено еще одно «длинное» судно. Древнегреческий историк Диодор Сицилийский (90 - 21 гг. до н. э.) упоминает о речном корабле длиной около 130 м, построенном для фараона Сезосториса.

Не вымысел ли это? Могли ли в древности строить такие суда? Ведь других свидетельств, кроме литературных источников, нет. Можно ли им верить? Но вспомним, как, опираясь на письменные источники, немецкий археолог Генрих Шлиман раскопал в 1870 г. легендарную Трою — город на северо-западе Малой Азии (Трою ли?), а английский археолог Артур Эванс в 1900 г. — Кносс (город в центре северной части о. Крит).

Страниц: 1
Опубликовано: 10.12.18 | Просмотров: 89 | [ + ]   [ - ]   | Печать