Фото
Gogland (Hogland) остров Гогланд
Gogland Гогланд
Опросы
Чем вы занимаетесь?
Ваше хобби, бизнес, профессия
 Парусный спорт
 Судомоделизм
 Судомодельный спорт
 Судостроение
Голосовало : 538

Парусные яхты

Парусная яхта
Яхтой называется всякое судно, безразлично - моторное или парусное, предназначенное для спортивных или туристских целей.

Основные части яхты

Парусная яхта имеет две главные части: корпус и вооружение. Корпус предназначен для размещения экипажа и предметов снабжения яхты. Под вооружением понимают паруса и все устройства для установки парусов и управления ими.

Передняя часть корпуса называется носом, задняя - кормой. Части корпуса, нависающие над водой, называются носовым и кормовым свесами; боковые части корпуса - бортами. Правый и левый борта определяются, если смотреть с кормы на нос. Нижняя поверхность корпуса называется днищем, переход от борта к днищу - скулой.

Классы и правила обмера

Обмер по правилам IOR

В 1969 г. в парусном мире, в том числе и в СССР, приняты правила IOR (International Offshore Rules) для обмера крейсерско-гоночных яхт и определения их результатов в гонках. По объему правила составляют книгу из 65 страниц и требуют около 250 замеров на корпусе и парусах яхты. Эти замеры окончательно входят в формулу для так называемого обмерного балла:

который затем должен быть пересчитан с учетом штрафных поправок и бонусов в гоночный балл:

R = MR · EPF · CGF · MAF · SMF · LRP · CBF.

Коротко об основных элементах формулы

L — гоночная длина; получается замером расстояния между поперечными сечениями корпуса в носу и корме, где длина цепного охвата корпуса в плоскости шпангоутов равна соответственно 0,5 и 0,75 обмерной ширины В, и вычетом из этого расстояния поправок на полноту носового и кормового свеса яхты;

D — условная глубина трюма, рассчитываемая по замерам внутренней глубины корпуса от ватерлинии в трех точках по ширине на миделе и в одной точке в определенном сечении в носу;

SC — условная величина парусности, представляющая собой квадратный корень из обмерной площади парусности, откорректированной с учетом соотношения площади парусности и размерений корпуса яхты. На шлюпе и тендере обмерная площадь парусности состоит из площади переднего парусного треугольника и площади грота; получается расчетом на основании замеров высоты и основания переднего парусного треугольника, высоты мачты и длины гика, на которых может растягиваться грот;

DC — поправка на осадку; рассчитывается в зависимости от разности между расчетной осадкой яхты и базовой DB = 0,146L + 0,61 м;

FC — поправка на высоту надводного борта в зависимости от разности между обмерной высотой борта и базовой FB = 0,057L + 0,366 м;

DLF — фактор «водоизмещение — длина», учитывающий полноту подводной части корпуса яхты относительно ее обмерной длины;

EPF — поправка на стационарный двигатель и гребной винт; определяется в зависимости от массы двигателя, его расстояния от миделя, диаметра винта и типа его установки;

CBF — фактор шверта (для килевых яхт — единица);

CGF — поправка на остойчивость яхты, определяемая по опыту кренования яхты;

MAF — поправка на подвижные подводные части, которые придают килю несимметричный профиль или изменяют обводы подводной части корпуса;

LRP — штраф за низкую оснастку, который учитывается, если какая-либо снасть стоячего такелажа крепится на мачте ниже, чем 1/4 высоты, измеренной от уровня борта до блока фала генуэзского стакселя;

SMF — поправка на материал рангоута, принимаемая во внимание, если какая-либо часть его изготовлена из иного материала, чем дерево, алюминиевые и стальные сплавы или стеклопластик.

Правила IOR содержат множество ограничений размеров корпуса, рангоута и парусов. Сложная система штрафов учитывает отступления элементов обмеряемой яхты от этих ограничений в случае, если они способствуют повышению ходовых качеств судна.

Обмер и расчет гоночного балла крейсерско-гоночных яхт по правилам IOR — задача очень сложная, которая решается квалифицированными специалистами при помощи электронно-вычислительных машин. В нашей стране расчет гоночного балла выполняется централизованно в вычислительном центре Спорткомитета СССР. Мерители на местах осуществляют измерения всех необходимых для этого величин и направляют протокол обмера в Спорткомитет, где данные после контроля вводятся в программу для расчета балла. Подобная система обладает большой производительностью, исключает возможность ошибок в расчетах и позволяет создать компактный архив мерительных свидетельств обмеренных яхт.

Деление крейсерско-гоночных яхт на классы по правилам IOR и их типичные размерения
Класс
яхты
Пределы изменения
гоночного балла R
Примерные размерения яхт
футы м Lmax, м L, м B, м Водо-
измещение
D, т
S, м²
I Первая группа 33,0—72,0 10,05—21,95 22,2 19,9 5,95 36,4 230
II Двухтонный класс 28,0—32,9 8,84—10,02 13,5 9,3 3,6 10,3 65
III Однотонный класс 25,5—28,9 7,77—8,81 11,5 8,5 3,2 6,5 60
IV 3/4 тонный класс 23,0—25,4 7,01—7,74 10,8 8,0 3,1 5 45
V Полутонный класс 21,0—22,9 6,40—6,98 10,0 6,9 2,6 3,6 36
VI Четвертьтонный класс 19,0—20,9 5,79—6,37 9,0 6,5 2,75 3,0 32
VII Минитонный класс 17,5—18,9 5,31—5,76 7,5 5,8 2,2 1,4 28
VIII Микро класс Менее 17,5 Менее 5,31 6,5 5,6 2,1 1,0 20

Страниц: 1
Опубликовано: 05.02.18 | Просмотров: 806 | [ + ]   [ - ]   | Печать