Фото
Tatyana
Tatyana
Опросы
Чем вы занимаетесь?
Ваше хобби, бизнес, профессия
 Парусный спорт
 Судомоделизм
 Судомодельный спорт
 Судостроение
Голосовало : 564

Морская торговля Рима

Обзорная карта морских путешествий древних римлян
Упадок греческого судоходства связан с беспрерывными междуусобными войнами. Во II в. до н. э. римляне завоевали Грецию.

Теперь главным соперником Рима в борьбе за господство в Средиземноморье стал Карфаген. Лишь с окончанием Третьей Пунической войны в 146 г. до н. э. господство на море, веками принадлежавшее Греции и Карфагену, перешло к Риму. Средиземное море превратилось во внутреннее море римского государства. Покорив Грецию и Карфаген, римляне начали использовать суда этих стран в интересах собственной морской торговли.

Морская торговля Рима была большей частью односторонней: экспорт был незначителен. В то же время из захваченных стран вывозили все необходимое для Римского государства, а также предметы роскоши. Из Сирии, Сицилии, Алжира и Египта доставляли зерно, из Карфагена — фрукты, из Германии — древесину, меха и даже рабов, из Галлии, через Марсель — мясо, скот. В порту Остия, который находится вблизи Рима, выгружали мрамор и драгоценные камни, вино и мед, устрицы и пряности и многое другое. Зато отсюда уходили груженные оружием суда, на которых воины и мирные граждане направлялись в многочисленные римские владения. Вскоре торговля Рима приобрела мировой характер.

Рим установил связи с Индией, Индокитаем, Суматрой и Китаем и вначале покупал только предметы роскоши, выплачивая золото за китайский шелк и пряности. Позднее Рим ввозил с Востока хлопчатобумажные ткани и другие товары, а вывозил оливковое масло, вина, сукна, золото и серебро в монетах. В самом Риме бойко шла оптовая торговля зерном, которую осуществляли специальные организации, частные и государственные.

Римляне дополнили и расширили родосское морское право. Были введены особые законы, регламентировавшие и морскую торговлю. Так, существовал закон, определявший порядок ее финансирования и распределения доходов. В соответствии с ним купец, получивший заем, покупал товары, грузил их на собственное или нанятое судно и отправлялся в путь, а ссуду возвращал только при благополучном возвращении из плавания. Заимодавец получал дополнительно некоторую сумму за риск.

Для финансирования морских торговых экспедиций создавались нечто вроде акционерных обществ, так называемые colona. В них входили владелец судна, команда и наниматель судна, которые платили взносы. Все участники этих объединений были заинтересованы в успехе торгового предприятия, прибыль делили в зависимости от первоначального вклада.

В портовых городах римского государства велись крупные работы по сооружению гаваней и их расширению. В Остии была создана прекрасная искусственная гавань, на побережье Средиземного моря ставили маяки, реконструировали старые. Необходимо было обеспечить потребности растущего судоходства.

Обзорная карта морских путешествий древних римлян

Значение паруса, тем не менее, несомненно, возросло, особенно при дальних плаваниях, которые совершались вплоть до Индии. При этом помогало открытие греческого мореплавателя Гиппала: августовский юго-западный и январский северо-восточный муссоны способствовали максимальному использованию парусов и одновременно надежно указывали направление, как много позже компас, Дорога из Италии в Индию и обратный путь, с промежуточной переправой караванами и судами по Нилу от Александрии до Красного моря, продолжались приблизительно год. Раньше путь на веслах вдоль берегов Аравийского моря был гораздо продолжительнее.

Во время торговых плаваний римляне использовали многочисленные средиземноморские порты. О некоторых из них уже упоминалось, однако на одно из первых мест следует поставить расположенную в дельте Нила Александрию, значение которой как транзитного пункта увеличивалось по мере роста торгового оборота Рима с Индией и Дальним Востоком (см. рис.).

http://korabelu.ru/books/item/f00/s00/z0000009/st008.shtml

Страниц: 1
Опубликовано: 19.04.19 | Просмотров: 907 | [ + ]   [ - ]   | Печать