Фото
Золотая Принцесса
Золотая Принцесса
Опросы
Чем вы занимаетесь?
Ваше хобби, бизнес, профессия
 Парусный спорт
 Судомоделизм
 Судомодельный спорт
 Судостроение
Голосовало : 564

Римские морские торговые суда

Римское грузовое судно 200 г. до н. э.
Мы хорошо знаем суда эпохи римской империи по барельефам на надгробиях богатых римских судовладельцев. Кроме того, у о. Эльба не так давно было найдено римское торговое судно, возраст которого две тысячи лет.

Римские суда той эпохи были деревянными. Они имели киль и шпангоуты, обшивку из досок, две мачты. Мраморный барельеф с изображением подобного судна, относящегося к 200 г. до н. э., обнаружен в Остии. Судно несет широкий, почти квадратный парус на грот-мачте. На парусе видны фигуры мифических основателей Рима (Ромула и Рема) и их кормилицы — волчицы. Над этим парусом — два маленьких (топсели). Еще один парус поднимали на наклоненной к носу фок-мачте. Интересно, что при разгрузке и погрузке в порту фок-мачту использовали как стрелу. На корме судна — надстройка для командного состава и знатных пассажиров. Управляли судном с помощью двух весел с широкими лопастями, по одному на борт. На барельефе не показан судовой якорь, но известно, что все суда той эпохи уже были снабжены железным якорем или, по крайней мере, камнем, заменявшим его.

Среднее водоизмещение римских торгово-грузовых судов — 200 - 300 т, длина — 20 м, ширина — 6 м, осадка — 3 м. Строили суда и большего водоизмещения. Есть основания полагать, что в Остии сооружали суда водоизмещением до тысячи тонн. Соотношение длины к ширине у римских судов колеблется между четырьмя к одному и трем к одному. Представление о размерах судов того времени дает нам и описание в Евангелии морского путешествия в Рим апостола Павла: на судне, кроме груза пшеницы, было 276 человек пассажиров и команды.

При попутном ветре торговые суда развивали скорость пять-шесть узлов, т. е. около десяти километров в час. Судя по парусному вооружению и рулевому устройству, суда еще не могли идти круто к ветру. Парус работал только в том случае, если ветер дул с кормовых курсовых углов и до траверза 43. При противных и сильных ветрах суда отстаивались в гавани или на якоре, а команда приносила богам жертву, дабы ветер стал благоприятным.

Римское грузовое судно 200 г. до н. э.

Изображенный на рисунке римский зерновоз относится к 50-м годам. Длина его 27 м, ширина – 7,5 м, осадка 2-2,5 м. Такое судно должно было иметь вместимость не менее 250-300 т. Установленная в центре округлого, прочно сработанного корпуса мачта несла прямой парус, который был усилен двумя треугольными парусами, похожими на более поздние лиселя. На носу короткая наклонная мачта типа бушприта с небольшим парусом (артемоном). Наличие артемона являлось серьезным шагом вперед, поскольку благодаря ему появилась возможность ходить при боковых ветрах. Круто изогнутая корма венчалась акростолем в виде головы лебедя.

На выступающих кормовых балконах – кринолинах – крепилась пара мощных рулевых весел. На римских зерновозах впервые появилось надпалубное помещение – прообраз мостика. Там располагались хозяин и пассажиры.

43 Траверз (фр. traverse) — направление, перпендикулярное курсу корабля.

Корма грузового корабля с рулевым устройством

Римский флот, как и современный ему греческий, имел в своем составе два основных типа судов: "округлые" торговые и стройные боевые галеры. Типичный торговый парусник, относящийся к II в. до н. э., показан на рис. 10; исторически подтверждено, однако, существование значительно больших судов. Некоторые из них достигали в длину 60, в ширину 14 и в высоту 13 метров и могли перевозить до 1000 т груза. Главными строительными элементами этих кораблей были киль, шпангоуты и деревянная обшивка. Пазы уплотнялись пенькой и смолой. Поставщиком леса для строительства судов в пору расцвета Римской империи была первоначально Далмация, затем Македония.

Определенные усовершенствования можно отметить в парусном вооружении. На главной мачте (грот-мачте) сохраняется большой четырехугольный прямой парус, который иногда дополняется двумя малыми треугольными верхними парусами, как видно на рис. 10. Появляется меньший четырехугольный парус на передней наклонной мачте-бушприте*. Увеличение общей площади парусов увеличило силу, используемую для движения судна. Однако паруса продолжают быть дополнительным движителем, главным остаются весла, не показанные на рисунке.

* Все деревянные или металлические жесткие длинные части оснастки судна, служащие для удержания и постановки парусов, называются рангоутом, а все снасти; тросы, канаты - такелажем. Такелаж, удерживающий рангоут и постоянно натянутый, называется стоячим. Такелаж, предназначенный для управления парусами, называется бегучим. Совокупность парусов, такелажа, рангоута называют парусным вооружением.

Рангоутное дерево, укрепленное в носовой части наклонно к горизонту, называется бушпритом, а его продолжение - утлегарем и бом-утлегарем. Передняя мачта называется фок- (или фор-) мачтой, следующие несколько - грот-мачтами (1-я грот-мачта, 2-я грот-мачта), а последняя, меньшей высоты, называется бизань-мачтой (бизанью). В 16 столетии на самой корме устанавливали кроме бизани еще меньшую мачту: бонавентур-мачту.

Для увеличения общей длины мачту надставляют сначала стеньгой, а затем брам-стеньгой и трюм-стеньгой. Эти стеньги удерживаются с боков соответственно стень-вантами и трюм-вантами.

Римское средиземноморское торговое парусное судно периода около 200 г. до н. э.

Страниц: 1
Опубликовано: 11.05.19 | Просмотров: 723 | [ + ]   [ - ]   | Печать