Фото
Путешествие Кон-Тики
Путешествие Кон-Тики
Опросы
Чем вы занимаетесь?
Ваше хобби, бизнес, профессия
 Парусный спорт
 Судомоделизм
 Судомодельный спорт
 Судостроение
Голосовало : 553

Закрытая информация,только для зарегистрированных пользователей!

Торговые суда Древней Греции

Киренийский корабль
Торговые суда греков были парусными и имели много общего с критскими. Но греки уже применяли при строительстве судов металлические гвозди, молот, стамеску, клещи и даже циркуль. На судах были водоотливные насосы и лоты. Все это способствовало развитию греческого судоходства.

Около Марселя (в древности Массилии) не так давно нашли остатки греческого судна, погибшего на рифах в 145 г. до н. э. Благодаря этой находке ныне точно известны размерения типичного судна Древней Греции: его длина — 36 м, ширина — 12 м, осадка — 5 м. Водоизмещение в те времена определяли по числу амфор, перевозимых в трюмах. В найденном греческом судне их оказалось 10 тысяч. Емкость римской амфоры, служившей единицей водоизмещения, — 26,106 л, греческой несколько меньше — 19,44 л. Несложный расчет показывает, что в дальние рейсы по Средиземному морю ходили суда, водоизмещением 200 - 300 т. Малые суда, водоизмещением 10 - 15 т, (до нас дошли их изображения) использовали для сообщения между островами и плавания на небольшие расстояния. Ввиду мелководья тамошних портов, имели малую осадку.

Что же представляло собой греческое торговое судно? Отношение его длины к ширине обычно равнялось трем к одному, реже — четырем к одному. Под парусом судно при хорошем попутном ветре могло идти со скоростью пять узлов, т. е. девять-десять километров в час. Прямоугольный парус с реями поднимался на постоянно закрепленной мачте. Кроме того, имелся еще небольшой косой парус, задняя шкаторина которого крепилась к мачте. На судне были и весла, ими пользовались при маневрировании у берега.

Из-за значительной осадки больших парусных судов вытянуть их на берег было не легко. Поэтому для стоянки судов, их ремонта и обслуживания стали строить гавани, различные портовые сооружения. В городах — центрах морской торговли — возникли первые специально оборудованные порты.

В VIII веке до н. э. началась великая греческая колонизация, которая способствовала самому бурному в истории той эпохи развитию мореплавания. Через греческие порты проходили многочисленные зерновозы и другие торговые суда, чью безопасность охранял военный флот. Изображения греческих судов VI—V веков до н. э. встречаются на афинских вазах и в этрусских гробницах. Торговые суда были широкими, с высокими бортами. Во времена Древней Греции углубляются различия между торговыми и военными судами.

Торговые суда ходили в основном под парусами, весла использовали лишь для маневров в гаванях. Ранний тип греческого торгового судна, немногим отличался от финикийского прототипа. В то время мореплаватели не умели управлять одиночным парусом и лавировать против ветра. Так, путь из Александрии на Сицилию, благодаря преобладанию попутного юго-восточного ветра, продолжался около недели, тогда как обратный путь, на веслах, длился втрое дольше. Судно удерживалось на курсе при помощи рулевого весла, что по сравнению с более поздним рулем имело два преимущества: позволяло поворачивать неподвижное судно и легко производить замену поврежденного или поломанного рулевого весла. Торговые суда были широкими и имели обширное трюмное пространство для размещения грузов. Весла на них применялись, вероятно, чаще для маневрирования, чем для движения, хотя движитель мог быть и смешанным — парусно-весельным. Окраска торгового судна была следующая: корпус — черный; наружная сторона фальшборта, украшения на корме, форштевень — зеленые; внутренняя сторона фальшборта — красная; палуба, мачта, рей — естественный цвет древесины; парус — белый.

Ранний тип греческого торгового судна, немногим отличался от финикийского прототипа. В то время мореплаватели не умели управлять одиночным парусом и лавировать против ветра. Так, путь из Александрии на Сицилию. Благодаря преобладанию попутного юго-восточного ветра, продолжался около недели, тогда как обратный путь, на веслах, длился втрое дольше. Судно удерживалось на курсе при помощи рулевого весла, что по сравнению с более поздним рулем имело два преимущества: позволяло поворачивать неподвижное судно и легко производить замену поврежденного или поломанного рулевого весла. Торговые суда были широкими и имели обширное трюмное пространство для размещения грузов.

Греческое торговое судно 2300 г. до н.э.

Длинной он был 14,3 м. Ширина его по бимсу - 4,3 м. Киль изготавливался из скального дуба, шпангоуты - из черной акации. Обшивку делали из липы или красного бука. Для мачты, реи и весел использовали алеппскую ель. На торговых судах наиболее эффективным движителем был парус, так как гребцы заняли бы большую часть полезной площади. Судно было беспалубным, несло один парус с традиционной оснасткой, управлялось двумя рулевыми веслами. Для защиты от волн борта наращивали решеткой из толстых прутьев, обтянутых кожей.

Греческое торговое судно II век до н.э.

Поначалу греки не делали различия между торговыми и боевыми кораблями, разве что те галеры, которые предназначались для войны, имели экипаж, вооруженный дротиками, копьями, топорами. Сила гребцов позволяла идти вперед даже против ветра, не убирая парусов. Позднее, когда интересы греческой колонизации потребовали создания более мощного флота, торговые суда стали делать более крупными, чтоб они могли нести много товаров и людей, а паруса окончательно вытеснили весла, которые уже находили применение только для маневрирования в портах. Сегодня в музее Пирея можно увидеть модель греческого торгового судна, имевшего 22 весла. Свои торговые корабли греки строили по образцу финикийцев и критян. Поскольку у греков не было смоляных и ряда других материалов, необходимых в кораблестроении, они были вынуждены заказывать свои корабли а финикийском-порту Тир. Там строили короткие и широкие суда (ширина относилась к длине, как 1:4). Малые торговые суда, ходившие между островами Эгейского моря, имели, ввиду мелководья тамошних портов, малую осадку. Их регистровое водоизмещение составляло 1015 тонн. Более крупные корабли, рассчитанные на дальние плавания, имели водоизмещение 200 - 300 тонн. Судя по кривизне кормы, эти корабли на ночь вытаскивали на берег. У них были усовершенствованные надводные борта с решетчатыми ограждениями и боковые трапы. Мачта ставилась в середине судна и несла пестрый грот. Рулевое управление осуществлялось одним или двумя веслами, закрепленными на корпусе корабля. При хорошем ветре такое судно развивало скорость до пяти узлов (9,2 км/час). Греки ввозили очень много товаров и хлеб с черноморских берегов, из Египта и Сицилии, а вывозили вино, растительное масло, мед и ремесленные изделия. Большинство продуктов перевозилось в амфорах; емкость греческой амфоры составляла в среднем 19,4 литра. Полная грузоподъемность торговых судов равнялась 10000 амфор римского образца; римская амфора вмещала 26,2 литра. Обломки греческого торгового судна, имевшего на борту 10000 амфор, после второй мировой войны были обнаружены французскими водолазами возле Марселя. Судно имело 26 метров в длину и 12 метров в ширину. Оно затонуло в 145 г. до н.э. Водоизмещение и осадка у этих судов были большие. На носу ставилась вторая наклонная мачта, она была ниже первой и несла прямоугольный или треугольный парус, особенно удобный в бурю.

Греческий торговый корабль (ок. 300 г. до н.э.)

В акватории кипрского порта Кирения были найдены и реконструированы останки греческого торгового судна длиной 14,3 м. и шириной 4,3 м., перевозившего оливковое масло и вино, Это самое древнее из судов, возраст которого приравнивается 2300 годам. Киль торговых судов изготавливался из скального дуба, шпангоуты - из чёрной акации. Обшивку делали из липы или красного бука. Для мачты, реи и вёсел использовали алеппскую ель. Наиболее эффективным движителем был парус, поскольку гребцы заняли бы большую часть полезной площади. Судно было беспалубным с одним парусом с традиционной оснасткой и управлялось двумя рулевыми вёслами. Для защиты от волн борта наращивали решёткой из толстых прутьев, обтянутых кожей.

В VIII веке до н. э. началась великая греческая колонизация, которая способствовала самому бурному в истории тон эпохи развитию мореплавания. Через греческие порты проходили многочисленные зерновозы и другие торговые суда, чью безопасность охранял военный флот. Изображения греческих судов VI-V веков до н. э. встречаются на афинских вазах и в этрусских гробницах. Торговые суда были широкими, с высокими бортами. Весла на них применялись, вероятно, чаше для маневрирования, чем для движения, хотя движитель мог быть и смешанным - парусно-весельным. На более маневренных и мореходных военных галерах пользовались в основном веслами. В носовой части корабля киль переходил в таран с железным наконечником, зачастую имевшим форму головы дикого животного.

Основные характеристики: длина - 27 м, ширина - 8,4 м.

Окраска: корпус - черный; наружная сторона фальшборта, украшения на корме, форштевень - зеленые; внутренняя сторона фальшборта - красная; палуба, мачта, рей - естественный цвет древесины; парус - белый.

Закрытая информация,только для зарегистрированных пользователей!

Страниц: 1
Опубликовано: 26.11.18 | Просмотров: 209 | [ + ]   [ - ]   | Печать