Фото
Правительственная яхта штатгальтера Голландии
Опросы
Чем вы занимаетесь?
Ваше хобби, бизнес, профессия
 Парусный спорт
 Судомоделизм
 Судомодельный спорт
 Судостроение
Голосовало : 564

Китайские джонки

Китайские джонки
В 1405 году почти за век до того как Христофор Колумб открыл Америку, отправился в путь один из самых больших флотов за всю историю мира. Им командовал адмирал Чжэн Хэ. Его флот был больше и мощнее, чем все флоты Европы того времени вместе взятые.

Длина больших кораблей баочуаней составляла 134 метра, а ширина — 55. Осадка до ватерлинии равнялась 6 с лишним метрам. Мачт было 9, и они несли на себе 12 парусов из плетеных бамбуковых матов. Баочуаней в эскадре Чжэн Хэ в разное время было от 40 до 60.Достоверно определить все характеристики судов армады Чжэн Хэ историки и кораблестроители пока не могут.

Китайские мастера из Нанкина еще в начале XV века построили крупнейший в мире морской флот, состоявший более чем из 2000 судов. В него входила и мореходная 9-мачтовая джонка «Чжэн Хэ» длиной 164 метра и водоизмещением 3100 тонн. Это, очевидно, самый длинный деревянный парусник.

Существование таких крупных судов подтверждают арабский географ XIV в. Ибн Баттута, указывавший, что видел в Китае большие суда, поднимавшие 1000 человек, и венецианский купец и путешественник Марко Поло. Доказательством существования деревянных гигантов является упоминание в хрониках о постройке в 280 г. плавучей крепости размерами 180 X 180 м для реки Янцзы и находка баллера руля длиной 11 м, обнаруженная при раскопке нанкинских верфей.

По описанию Марко Поло, китайские суда того времени строили из ели, с палубой, вертикальным рулем, подвешенным в диаметральной плоскости в корме, четырьмя основными мачтами, и, кроме того, еще по две съемные мачты устанавливались в зависимости от силы и направления ветра.

О высоких мореходных качествах этих судов говорит следующий факт. Английским капитаном Келлетом в 1848 г. была куплена и приведена в Лондон через Тихий и Атлантический океаны китайская джонка «Кейинг». Это было трехмачтовое судно длиной 49 м и шириной 7,6 м с грот-мачтой высотой 29 м. Особенностью джонки являлся перфорированный (с отверстиями) руль, который мог опускаться на 3,6 м ниже днища судна.

Как свидетельствуют письменные источники, в Китае еще в 1161 году была построена речная джонка длиной 110 метров с гребными колесами, приводимыми в движение ветряками.

Китайская джонка XII века. Движение колёс приводилось с помощью мускульной силы.

http://www.moremhod.info/index.php/library-menu/24-v-mire-interesnogo/113-big-ships?showall=1

http://sailhistory.ru/forum/823.html

В XIII веке торговое морское судоходство достигло в Китае бурного расцвета. Однако известного венецианского путешественника Марко Поло, посетившего тогда Китай, приняли на родине за выдумщика, когда он в своих описаниях сообщил, что виденные им китайские джонки принимали на борт до 300 человек. И не удивительно: ведь в средневековой Европе строили лишь небольшие нефы и когги, от которых в настоящее время почти не осталось и следа. А в Китае н сейчас наряду с современными судами плавают почти такие же джонки, какие были во времена Марко Поло.

Показанная в книге джонка характерна для Южного Китая. Эти джонки имеют красиво сформированный корпус, отличающийся высокой кормой и острым носом. Руль расположен в отверстии, похожем на колодец; во время плавания при сильном ветре и большом волнении в него поступает вода и утяжеляет корму, что, в свою очередь, не позволяет погружаться носу. Отсутствие киля может явиться причиной сильного дрейфа, чему противодействует большой руль либо боковые шверцы. Фок-мачта и бизань-мачта сдвинуты'к левому борту, и паруса образуют нечто вроде сопел, ускоряющих прохождение воздушных струй и тем самым увеличивающих скорость судна.

Основные характеристики: длина — 20 м, ширина — 6,4 м, скорость — до 15 уз, команда — 5 - 7 человек.

Окраска: корпус, руль — темно-коричневые; палуба, мачты — естественный цвет древесины; паруса — из рисовых матов, цвет соломки; «глаза» на носу — белый и черный; борта от «глаз» в сторону носа и сам нос — светло-вишневые.

Китайская цивилизация возникла за три тысячелетия до н. э. в благоприятных природных условиях Восточного Китая, в бассейнах здешних великих рек. Международные связи Китая очень развились в средние века, и в этом немалая заслуга мореплавания. В то время был построен Великий канал длиной более 1000 км, соединивший русла двух великих китайских рек Хуанхэ и Янцзы. На реках и морях Восточной Азии до настоящего времени можно увидеть джонку, оформившуюся несколько тысячелетий назад, устройство, оборудование и использование которой с тех пор почти не изменились. Джонки строили не только китайцы, но и японцы и другие народы этого географического района. Джонка исполнялась в нескольких вариантах - от легкого судна для рыбной ловли и прибрежного плавания до большого четырехмачтового корабля, предназначенного для дальнего плавания и для перевозок (несколько сотен тонн груза и более ста пассажиров).

Типичная китайская джонка имела очень полный корпус и высоко поднятые, с характерными тупыми окончаниями нос и корму. Суда передвигались преимущественно с помощью парусов, сделанных из бамбуковых циновок, укрепленных между бамбуковыми шестами. Весла играли вспомогательную роль. Для управления с незапамятных времен использовался расположенный в корме стационарный руль. Судя по внешнему виду и парусам, джонки, хотя и уступали современным им западным судам в управляемости, были, в общем, лучше оборудованы и приспособлены к длительным плаваниям. Кроме того, иногда в корпусе старинных джонок устраивались водонепроницаемые отсеки, что повышало непотопляемость судна.

Китайская двухмачтовая торговая джонка

Замечательной заслугой китайских мореплавателей явилось распространение в X в. сведений о компасе, хотя первые упоминания о нем относятся еще к III в. до н. э. В Европу это изобретение попало через арабских купцов, которые переняли его у китайцев.

Заморская торговля Дальнего Востока шла через известные порты на юго-востоке Китая - Гуанчжоу и Ханчжоу - в район Персидского залива, на Малаккский полуостров, на Суматру, Яву, Филиппины и на Японские острова (см. карту на рис.).

Восточноазиатские джонки были не только торговыми судами. Их использовали также для военных целей, а местные морские сражения нисколько не уступали средиземноморским. Так, например, в XIII в. н. э. армада из 1000 китайских кораблей, имея 100000 воинов на борту, отплыла для покорения Японии (правда, в пути она была уничтожена тайфуном).

Особенное развитие мореплавание получило после свержения монгольского владычества, в XIV-XVIII вв. и. э. Свидетельствуют об этом, кроме всего прочего, семь больших экспедиций под командованием адмирала Ченг-Че, совершенных в Индонезию, Индию, Аравию и Африку. В одной из них участвовало 62 больших корабля, имевших, помимо значительного груза, 28000 человек на борту.

Обзорная карта путешествий индийских и китайских мореплавателей в древние и средние века

Страниц: 1
Опубликовано: 17.10.19 | Просмотров: 135 | [ + ]   [ - ]   | Печать