Фото
Полинезийский катамаран
Катамаран
Опросы
Чем вы занимаетесь?
Ваше хобби, бизнес, профессия
 Парусный спорт
 Судомоделизм
 Судомодельный спорт
 Судостроение
Голосовало : 558

Триера — военный корабль древности

Триера
Триера (triremis, трирема) - древне-греческое боевое судно с тремя рядами весел.

Триера была оснащена деревянным, обшитым бронзой тараном, метательными машинами и специальными бортовыми щитами, за которыми укрывались от вражеских лучников и пращиков гребцы и воины. В носовой части триеры сидел барабанщик (или флейтист), задающий ритм гребцам, на корме, под навесом, располагался командир судна (триерарх), позади навеса стоял кормчий с рулевым веслом.

Боевые суда обычно красили в черный, пурпурный, желтый и зеленый цвета. Паруса были багряные и белые, с вышитыми золотой нитью надписями - молитвами, пророческими изречениями.

Длина триеры (без тарана) составляла примерно 45 м. Гребцов было 174 человека, экипажа - 225 человек.

Знаменитая афинская триера не была простым подражанием финикийскому двухъярусному кораблю. Строители ввели много важных новшеств. Прежде всего на триере впервые появилась уключина, служащая упором верхней части весла. Это выдающееся изобретение приписывают коринфскому судостроителю Аменоклу.

На протяжении тысячелетий триеры составляли основу военных флотов, участвовавших в морских сражениях. Писатели древности часто упоминают о триере, но по их описаниям нельзя составить достаточно полное представление об устройстве этого корабля. В афинском музее хранится фрагмент барельефа с Акрополя, на котором весьма реалистично изображена часть триеры пятого столетия до нашей эры. Вот ее размеры: длина — 36 - 38 м, ширина — 5 - 8 м, осадка — 1 м.

Гребцы на триере сидели на банках, расположенных в три яруса. На верхнем ярусе находилось у каждого борта по тридцать одному гребцу, на среднем — по двадцать - двадцать семь. Банки верхнего яруса были сдвинуты относительно банок нижнего, для того чтобы было удобнее грести. В закрытых помещениях над трюмом размещались гребцы нижнего яруса, также по двадцать семь человек на борт. Гребцов верхнего яруса называли «траниты», сренего — «зигиты». Их набирали из так называемых неполноправных граждан — жителей городов, подчиненных главному полису. Гребцов нижнего яруса — «таламитов» — набирали обычно из военнопленных или рабов. Весла выходили из борта через круглые, диаметром в полметра отверстия и специальные кожаные манжеты, которые не позволяли воде проникать внутрь корабля.

На барельефе заметна также выступающая площадка, проходящая вдоль всего борта судна.

Киль триеры в носовой части переходил в таран, снабженный острым железным наконечником. Он предназначался для разрушения подводной части борта вражеского корабля. Над тараном по ходу корабля и параллельно килю крепилась балка, окованная железом. С ее помощью корабль, совершив искусный маневр, мог сломать весла у вражеского корабля.

Для управления триерой служили широкие рулевые весла, съемную мачту ставили посредине корабля. При попутном ветре поднимали большой прямоугольный парус. Кроме основной мачты, на носу триеры устанавливали еще одну дополнительную (небольшую, с наклоном вперед по ходу корабля). На этой мачте на рее поднимали небольшой парус. Перед боем паруса спускали и убирали основную мачту. Если предстоял бой, то рангоут 42 и такелаж оставляли на берегу, чтобы ничто не мешало воинам. Ведь парус на триере был всего лишь вспомогательным средством, которым пользовались при длительных переходах. В бою корабль приводился в движение всеми 170 веслами и мог идти со скоростью восемь узлов. Триера с натренированными гребцами, разделенными на три вахты, могла идти со скоростью до трех узлов. Кроме гребцов, на борту находилось еще примерно тридцать человек — матросов и воинов.

В различных письменных источниках древности встречаются упоминания о кораблях с большим числом ярусов весел, чем на триерах: восьми- и даже десятиярусных. Достоверно известно о пятиярусном корабле — пентере. Существование кораблей с числом ярусов более пяти сомнительно.

Изображение триеры из афинского Акрополя (около середины V в. до н. э.).

Тщательная реконструкция позволила установить размеры триеры. Ее длина — 36 - 38 м, ширина — 5,80 м, осадка — 1 м.

42 Рангоут (гол. гоп. rond hout — круглые деревянные или стальные трубчатые мачты, стеньги, реи и др.; на парусных судах рангоут предназначен для постановки и растягивания парусов.

Триерарх - командир триеры

Античная триера - греческое военное судно (V в. до н.э.) с тремя рядами весел на каждом борту. Длина корпуса триеры 34 - 40 м, ширина по ватерлинии около 4,6 м, водоизмещение 80 - 100 тонн. У римлян триера называлась трирема. Триера имела дополнительное парусное вооружение с двумя мачтами, которые вместе с парусами убирались перед боем.

Скорость хода под парусом составляла 5 узлов. Управлялось судно двумя рулевыми веслами, расположенными побортно в кормовой части. К форштевню крепились два тарана - надводный и подводный, которые представляли собой длинные и острые бивни, предназначенные для пробивания борта неприятельского судна; тогда это было самое действенное и разрушительное оружие. Фальшборт в носовой части выполнялся в виде решетки. Стойки леерного ограждения устанавливались на кринолине и верхней частью упирались в привальный брус. Настил кринолина лежал на удлиненных бимсах, свободные концы которых поддерживались наклонными упорами. Триеры имели закрытую верхнюю палубу, под которой размещался трюм.

Гребцы сидели: верхнего ряда - на скамьях и гребли самыми длинными веслами (4,5 м), среднего ряда - на палубном бимсе, нижнего ряда - размещались в трюме. Весла гребцов нижнего ряда проходили через отверстия в борту, их выход был защищен от попадания воды кожаными манжетами. Общее количество гребцов доходило до 170 человек. Все гребцы одновременно работали только во время боя. При переходах гребли повахтенно.

Интереснейшие из греческих изображений, дошедшие до нас, сильно повреждены. Более подробные и точные сведенья об афинском флоте получены при раскопках в Пирее, во время которых была открыта древняя верфь с надписями IV в. до н.э., сделанными ее администрацией. Триремы, во избежание гниения дерева, старались не оставлять надолго на воде, и хранили на берегу. На зиму они ставились для просушки и ремонта в специальные ангары. Остатки таких ангаров найдены не только в Пирее, но и в Энеадах (Акарнания), на островах Эгейского архипелага и в Северной Африке (гавань Аполлония в Кирене). Они были снабжены наклонными стапелями, сложенными из каменных плит или высеченными в скале, обычно по два под одной крышей, разделенные рядом колонн. Размеры этих стапелей позволяют уточнить размеры самих судов: максимальная длина стапеля в Зее (IV в. до н.э.) - 37 м, в Кирене - 40 м, в Эниадах - 47 м, ширина между колоннами - 6 м. Нижние концы стапелей уходили под воду на глубину до 2,5 м. Они, вероятно, были снабжены деревянными полозьями; в Аполлонии в каменном стапеле устроен паз для киля. Суда вытаскивались либо вручную, либо при помощи ворота (лебедки) - бронзовое храповое колесо от такой лебедки найдено при раскопках ангара в Сумиуме.

До 1971 года, когда у северо-западного побережья Сицилии был найден карфагенский корабль середины III в. до н.э., о деталях конструкции античных боевых кораблей, в частности, о расположении гребцов и весел, можно было только догадываться, а все рассуждения на эту тему основывались исключительно на теоретических расчетах. Обломки найденного судна (длина - около 30 м, ширина - 4,8 м, водоизмещение, если исходить из современных стандартов, могло достигать 120 тонн, но учитывая специфику конструкции античных боевых судов, было, вероятно, вдвое меньше) в настоящее время хранятся в музее Марсалы (Сицилия).

Достоверно известно, что триеры были судами легкой постройки, с острым, крепким носом, плоскодонными, без ахтерштевня и киля, или с небольшим килем, годными для вытаскивания на берег, с небольшой осадкой и с низкими бортами для того, чтобы тяжеловооруженные воины могли легко влезать на триеры, вытащенные на берег.

Относительно же расположения гребцов выяснено только, что они сидели один над другим не в вертикальном направлении, а наискось, на небольшой высоте один от другого. Каждый гребец имел по одному веслу. Самая же "загадка триер", то есть вопрос о расположении и работе гребцов, до сих дискуссионен, несмотря на опыты по реконструкции триеры и проведенные испытания ее модели.

Попытка ее разгадать здесь завела бы нас слишком далеко. Можно только признать наиболее правдоподобным изображение триер, воспроизведенное Хааком (Haak, R. "Ueber attische Trieren"), опытным кораблестроителем, специально занимавшимся этим вопросом. Интересующимся этим вопросом подробнее можно порекомендовать указанный труд, здесь же ограничимся следующим описанием.

Триеры строились из дерева с обшивкою вгладь, без шпангоутов, а лишь со связями из гнутых брусьев гибкой породы дерева. Днище делалось из дубовых досок 8-10 см толщины, скрепленных друг с другом деревянными гвоздями, и часто не имело киля для того, чтобы судно легче можно было вытаскивать на берег и перетаскивать по земле. Точно таким же образом, при помощи малок - шпангоутов для образования формы корпуса, строились у нас вплоть до середины XIX столетия суда всех величин. Шлюпки строятся так и сейчас.

Вытаскивание судов на берег практиковалось очень часто, а в опасное время ежедневно на ночь. Это вызывалось малой мореходностью судов, также желанием дать возможность людям поспать, приготовить еду и поесть на суше. Перетаскивание триер практиковалось в древности в некоторых местностях, например, через перешеек в 0,5 км шириной (согласно Фукидиду), соединявший остров Левкаду с материком (Акарнанией), через перешеек (согласно Страбону) в тарентской гавани и особенно часто, через Коринфский перешеек, имевший в самом узком месте 5 км; там имелась для этой цели даже специальная деревянная дорога.

Триера была длиной до 45 м, шириной 5,5 м (соотношение 1:8,1), а высота надводного борта - до 3,3 м. Водоизмещение ее было около 60 тонн, на ней было 174 гребца, а всего около 225 человек экипажа.

Наибольшая скорость триер под веслами при работе всех гребцов одновременно не превышала 7 - 8 узлов на коротких переходах. При гребле повахтенно удавалось поддерживать скорость в 3 узла в течение всего дня. Средняя скорость на веслах достигала 5-6 узлов. Подсчеты, сделанные в конце XX века и эксперименты с построенной в 1987 году триерой "Олимпия" (длина - 36,8 м ширина - 5,4 м, высота от киля до тентовой палубы - 3,6 м, полное водоизмещение - 45 тонн) показали, что греческая триера в боевых условиях могла двигаться со скоростью около 10 узлов (18 км/час), причем набирала эту скорость в течение 30 секунд.

Изогнутый, но, в общем, почти вертикальный форштевень, очень прочной постройки, переходил недалеко от ватерлинии в острый, обычно с тремя остриями, таран, сделанный из бронзы, или, по крайней мере, окованный железом. Выше тарана с каждого борта имелось по упорной балке, выдававшейся несколько меньше бивня. Концы этих балок украшались медными головами животных в виде гербов государств. Назначение этих балок было повреждение весел вражеского корабля и его надводного борта при таранном ударе. По другим предположениям эти балки, называвшиеся эпотидами, предназначались для того, чтобы предохранить корпус своего корабля при таране противника. Для этого они и выступали вперед немного меньше, чем таран, давая ему возможность углубиться достаточно в корпус неприятельского корабля, чтобы его потопить, но не допуская удара всем штевнем, что при слабости тогдашней постройки легко могло привести к гибели своего собственного корабля. Высокий форштевень в верхней части кончался украшением.

Кормовая часть от днища до ватервейса имела ложкообразную форму. Над кормой возвышался фальшборт, широкий снизу и суживающийся спереди, переходивший сверху в украшение, подобно тому, как это было и на египетских судах, где встречались украшения в виде цветка лотоса. Кормовое украшение, выгнутое вперед, образовывало маленький навес, род рубки, служившей для прикрытия командира - триерарха.

Число гребцов с каждого борта было таково: в верхнем ряду по 31 (траниты), в среднем по 27 (зигиты) и в нижнем (таламиты) также по 27; всего 2 х 85 = 170 человек со столькими же веслами. Весла двух верхних рядов были приблизительно одной величины: 4,4 м у транитов, 4,16 м у зигитов, словом немного длиннее, чем четырехметровые весла на современных гребных катерах. Отверстия для весел нижних рядов были вырезаны в борту и находились невысоко над водою, однако на такой высоте, чтобы можно было на плоскодонном челноке пройти вдоль самого борта, не задевая весел. От проникновения воды внутрь корабля эти отверстия были защищены кожаными мамеринцами. Нижние весла были, вероятно, несколько короче.

Над гребцами возвышался легкий открытый помост, на котором лишь в средней части устраивался мостик, служивший для прохода вдоль корабля. На случай плохой погоды над кораблем имелся плотный тент. С боков имелись войлочные занавески, обыкновенно открытые, но спускавшиеся во время боя для защиты от метательного оружия. Для уключин верхнего ряда гребцов имелся вынесенный за борт брус, до которого и шел настил верхней палубы, по которой ширина триеры достигала 5,45 м. Над ним шел поручень на стойках для укрепления защитных войлочных занавесок.

Для управления имелась одна пара широких рулевых весел, по одному с каждого борта; действовал ими один человек. Парусное вооружение состояло из главной вертикально мачты в середине судна с высоким прямым парусом на рее и иногда еще с маленьким треугольным парусом над ним и, кроме того, из одной еще маленькой мачты на носу, наклоненной наподобие бушприта: на ней был внизу небольшой рейковый парус, подобный парусу на блинда-рее кораблей эпохи парусного флота.

Каждая триера имела свое название, причем все греческие названия судов были женского рода. Характерным для эпохи расцвета греческого флота было то, что имя кораблестроителя в виде награды связывалось с названием корабля.

Экипаж триеры достигал в среднем до двухсот человек. Помимо 170 гребцов, на корабле имелись солдаты под командой офицера, и люди для управления парусами, которыми ведал кормчий (штурман). Гребцами ведал гортатор, а командир назывался триерархом..

Из-за очень плохой остойчивости триеры не могли выходить в открытое море и предназначались только для прибрежного плавания в хорошую погоду. Известны случаи массовой гибели судов во время шторма.

Жилых помещений для экипажа триера не имела. Небольшое полуоткрытое помещение для командования устраивалось на корме.

Страниц: 1
Опубликовано: 12.12.18 | Просмотров: 951 | [ + ]   [ - ]   | Печать