Фото
Лодка из коры
Лодка из коры
Опросы
Чем вы занимаетесь?
Ваше хобби, бизнес, профессия
 Парусный спорт
 Судомоделизм
 Судомодельный спорт
 Судостроение
Голосовало : 566

Парус

Типы парусов
Движитель, предназначенный для преобразования энергии ветра в работу полезной тяги судна.

Представляет собой полотнище льняной, хлопчатобумажной или синтетической ткани, укрепленное на деталях рангоута, которое ставится поперек судна (прямой парус) или вдоль него (косой парус). К парусам также относятся аэродинамические и эквивалентные им жесткие оболочки (Парус-крыло).

Впервые парус. появился 5 - 6 тыс. лет назад в Египте и Месопотамии, несколько позже и независимо - в Китае, Восточной Азии, Океании и Южной Америке. Вначале это был один прямой парус, укрепленный на съемной мачте. Дополнительные к основному парусу появились на римских кораблях во II - I вв. до н. э. Относительно малого размера прямой парус - артемон стали укреплять на короткой, сильно наклоненной вперед носовой мачте, со временем превратившейся в бушприт. Пространство между топом (верхней частью) мачты и ноками (оконечностями) рея стали заполнять двумя небольшими треугольными парусами. Использование дополнительных парусов, в особенности артемона, расширило возможности управления судном, доступным стало хождение не только при попутных, но и при боковых ветрах.

Большие возможности следовать острыми к ветру курсами дали косые, первоначально латинские паруса, изобретенные египтянами или пришедшие с Востока в IV в. н. э. Треугольные паруса, растянутые длинной передней шкаториной по сильно наклоненному вперед рею, позволили судам галсами подниматься "на ветер", т. е. фактически ходить против ветра.

Для увеличения площади парусности при слабых ветрах в XIV в. были введены бонеты: куски парусины, которые при необходимости пришнуровывались к нижней шкаторинам основного паруса. Впоследствии они вошли в общий покрой, и возникла система рифления парусов, позволявшая уменьшать их площадь при усилении ветра.

В XV в. появился еще один парус - марсель, поднимаемый над основными парусами. В конце XV в. ввели в употребление блинд - парус, располагавшийся под бушпритом и во многом повторявший забытый к тому времени артемон. В XVII-XVIII вв. на крупных парусных судах стали использовать косые паруса бушприта (стаксели и кливера), отказавшись от менее удобного блинда. В конце XVII в. изобрели лиселя - выдвижные дополнительные паруса, наращивающие прямые основные паруса по бокам. В XVIII в. утвердились брамсели и бом-брамсели - прямые паруса, располагаемые выше основного паруса и марселя. В XIX в. к ним прибавились располагаемые еще выше трюмсели и мунсели, а затем чрезмерной величины марсели и брамсели были разделены на верхние и нижние. В конце XIX в. впервые применена разрезная бизань - разделенный по высоте трисель.

В начале XX в. в практику введено множество изобретений, позволивших облегчить управление парусами и их обслуживание: механическое рифление прямого паруса (наматывание на вращающийся рей), брасовые лебедки для брасопки реев (поворота их в горизонтальные плоскости), самотормозящиеся лебедки для подъема и спуска подвижных реев.

Паруса современных судов и яхт весьма разнообразны по размерам и конструкции.

Простейшим является прямой парус в форме равнобокой трапеции, который верхней шкаториной крепится к горизонтальному рею, соединенному своей серединой с мачтой. Этот парус пригоден в основном для движения полными курсами, т. к. его наветренная шкаторина не обладает достаточной жесткостью, чтобы привести судно к ветру круче 60 - 70 °.

Косые паруса (треугольные или неправильной формы четырехугольные) в отличие от прямого располагаются на наклонном рее несимметрично относительно мачты. К ним относятся следующие паруса.

Рейковый, или люгерный, парус появился в средние века как результат усовершенствования прямого четырехугольного паруса. Галсовый угол (нижний передний) первоначально крепился у форштевня судна. Парус всегда располагался с подветренной стороны мачты. При перемене галса шкот отдавали и парус с рейком переносили на другую сторону мачты. Современный вариант этого паруса - балансирный рейковый парус, у которого галсовый угол крепится к мачте или на пятке гика.

Дальнейшим усовершенствованием рейкового паруса стал гуари, у которого гафель почти параллелен мачте и является как бы ее продолжением. По 3 шкаторинам он пришнуровывается к рангоуту. Обладает хорошими лавировочными качествами. Короткий рангоут легко размещается в лодке, поэтому гуари часто оснащают парусно-гребные суда, где паруса используются эпизодически.

Гафельный парус - другой результат усовершенствования рейкового. Отличается низким расположением центра парусности, хорошей тягой на полных курсах, однако недостаточно эффективен при лавировке.

Латинский парус применялся в основном на остроносых средиземноморских судах и на лодках с аутригером, распространенных на островах Тихого океана. Благодаря длинному наклонному рею, к которому пришнуровывается парус, на нем появляется направленная вверх составляющая аэродинамической силы, исключающая притапливание носа. Мачта обычно короткая, сильно наклонена вперед. Латинский парус малоэффективен на острых к ветру курсах.

Четырехугольный шпринтовый парус крепится одной шкаториной к мачте и растягивается по диагонали рейком - шпринтовом. Получил распространение на рыбацких судах в районах с частыми порывами ветра, т. к. для быстрого уменьшения площади паруса достаточно освободить шпринтов от крепления на мачте. Шпринтовый парус всегда остается на мачте и на стоянке пришнуровывается к ней вместе со шпринтовом.

Бермудский парус получил наибольшее распространение с 20-х гг. XX в. Обладает высокими аэродинамическими, качествами, позволяющими судну идти круто к ветру (до 30 °). По передней и нижней шкаторинам крепится к рангоуту при помощи ликпаза или ползунов, скользящих по рельсам. Форма задней шкаторины поддерживается латами. На быстроходных судах типа катамаранов и тримаранов применяют паруса со сквозными латами, которые обеспечивают его жесткость и неизменность профиля.

У прямых парусов различают лицевую, обращенную к ветру, и изнаночную стороны, у косых - только правую и левую. Прямые паруса "ставятся" и "убираются", косые - "поднимаются" и "спускаются".

В качестве дополнительных на спортивных яхтах применяют паруса специальных типов: блуперы, спинакеры, ричеры, генуи и другие, раскрой и конструкция которых отличаются от основных.

Паруса сшивают из отдельных полотнищ, расположение которых зависит от характера нагружения паруса и системы его раскрепления. Обычно их ориентируют по линии наибольших растягивающих усилий. Для того чтобы ткань не деформировалась при больших нагрузках, полотнище любого паруса усиливают нашивными полосами: бантами (горизонтальными), боутами (вертикальными или наклонными, предохраняющими парус от проходящих рядом снастей), стоплатами (по углам паруса и в местах прилегания паруса к рангоуту). На небольших парусах вдоль полотнища зашивают 1 - 2 складки - фальшшвы. По кромкам парус обликован - укреплен растительным (косые паруса - по всем шкаторинам, прямые - по верхней) или гибким стальным (боковые и нижние шкаторины прямых парусов) ликтросом. Паруса небольших размеров ликуют только по шкаторинам, которые крепятся к рангоуту и штагам, свободные шкаторины усиливают накладными полосами или подгибом кромки в 2 - 3 слоя. Отдельно на паруса нашивают риф-банты - накладные полосы, усиливающие риф-гаты (отверстия для взятия рифов).

Для крепления паруса к деталям рангоута по соответствующим шкаторинам располагают люверсы (отверстия), обшитые парусными нитками или отделанные медными кольцами (кренгельсами). Люверсы располагают также и в углах паруса для крепления снастей бегучего такелажа. В заднюю шкаторину косых парусов иногда вшивают булинь для регулирования ее натяжения.

Выпуклая форма современного паруса ("пузо паруса") придается серповидностью шкаторин, использованием закладок (сужением полотнищ по направлению к передней и нижней шкаторинам), а также специальным профилированием отдельных полотнищ по кромкам.

http://find-info.ru/doc/dictionary/marine/articles/12/parus.htm

Страниц: 1
Опубликовано: 02.02.20 | Просмотров: 89 | [ + ]   [ - ]   | Печать